Слишком мало топлива (бедная смесь)

Симптомы: потеря мощности, «дерганье», неравномерная и неровная работа двигателя, пропуски зажигания.

Причины: низкое давление топлива, плохой сигнал с датчика загрузки (датчик расхода воздуха или датчик давления) или негерметичность впускной системы.

— Низкое давление топлива – обычно из-за проблем с топливным насосом, плохим контактом на питающем проводе (плюсе) или минусе (земля) насоса. Дефект блока управления топливным насосом (некоторые машины имеют такой). Забитый топливный фильтр, заблокирована (сужение) подающая топливная магистраль, заблокирован (забит) сапун бензобака, ну и конечно топливный регулятор.

— Неправильный сигнал с датчика загрузки, датчика температуры или (очень часто плохой минус, земля). Датчик загрузки – обычно это датчик расхода воздуха ДРВ или датчик давления МАП сенсор, на основании его показаний ЭБУ вычисляет количество поступающего воздуха и согласно этим показаниям подает необходимое количество топлива. При некорректной работе смесь будет также не корректна.

— Неверный сигнал с датчика температуры (воздуха или охлаждающей жидкости). Основываясь на этих показаниях, ЭБУ делает коррекцию смеси, вычисляет массу воздуха (масса зависит от температуры воздуха). Плохой сигнал – плохая коррекция, компенсация.

Плохая земля. Не спешите сразу менять датчики, очень часто проблема в минусе (земля). Плохая основная земля, минус на двигатель, на ЭБУ или на конкретный датчик. Как проверить сигнал/сигналы на сенсорах, сами датчики будет описано в следующем посте.

— Негерметичность впускной системы, впускного коллектора или где угодно между датчиком загрузки и двигателем является причиной бедной смеси в двигателе или в одном из цилиндров. Атмосферный мотор даже при полностью открытой дроссельной заслонке имеет во впускном коллекторе, в системе впуска давление ниже атмосферного. Негерметичность приведет к подсосу воздуха, который не посчитан ЭБУ и, как следствие, кислорода в смеси будет больше – смесь бедная. На моторах с наддувом ситуация немного другая. При работе без наддува смесь будет бедная (подсос воздуха), а при работе на избыточном давлении – смесь будет богатая (утечка воздуха).

Давайте закрепим этот материал. Был интересный случай, когда я настраивал одному своему знакомому Ауди S3 1.8 turbo (210 HP stock) получилось неплохо. Как-то звонит он и говорит, что машина не едет, стреляет, короче проблема. Приехал, спрашиваю, а как стреляет во-впуск (значит, бедная смесь может быть) или может в выхлопную систему (симптом богатой смеси)? Он отвечает, что при нагрузке во-впуск. Вроде все просто, да вот одна фигня, горит чек и ошибка - богатая смесь.

Загоняю на стенд, устанавливаю лямбда метр, даю нагрузку и приборчик показывает бедную смесь, но опять появляется чек (ошибка) и пишет что богатая смесь. Да, это уже стало интересно. Быстро проверили давление в системе, регулятор – все ОК. И тут замечаю странную вещь: за все это время я не услышал, как включается вентилятор. Посмотрел на показания температуры и был удивлен – всего 65С градусов. Проверил плюс и минус датчика, все ОК, а вот сопротивление на самом датчике - не совсем то, что надо. Да он работает, но показания не правильные. Заменили на новый и все-ошибка пропала, показания температуры стали адекватные.

Основная проблема осталась, подключив манометр в топливную систему, я увидел, что при бусте, работе двигателя на избыточном давлении, само давление в системе увеличивается, но не пропорционально бусту (об этом поговорим в следующем посте – тестирование топливных проблем). И опять, вроде насос работает, но уже не так как должен. Итог - замена, и все стало в порядке.

Вот такие случаи встречаются очень часто. Диагностика эту проблему выявить не в состоянии. Штатная единица (под название мастер диагностики) на фирменном центре этому не обучен, его работа – следовать инструкциям компьютера и не заниматься самодеятельностью. А платить будет клиент. Проблема часто бывает очень не значительная, но по причине фирменного дилерского компьютера и не способности его излечить недуг – производят замены целыми модулями, блоками, всей проводкой и т.д.

Идем дальше решать проблемы возможные с топливом:

Плохое смесеобразование

Симптомы: неровный холостой ход, дерганье или пропуски зажигания.

Причины: плохие форсунки, не правильные форсунки или обструкция.

— Плохие форсунки – сильно ухудшается распыление топлива, и как следствие не качественное смешивания с воздухом.

Посмотрим на картинку:

Это часто случается на механических системах, таких как Bosch K-jetronic и практически не встречается на электронных системах впрыска топлива. Если это причина, то обычно это проявляется как пропуски зажигания или подергивание при резкой акселерации с низких оборотов.

— Неправильные форсунки. Не удивляйтесь, такое часто случается когда люди устанавливают в свои моторы инжекторы, которые не подходящие по дизайну двигателя или типу (виду) форсунок. К подбору форсунок необходимо относиться с уважением. Я часто встречал на форумах, что люди определяют форсунки каким-то мне не совсем понятным способом – по цвету оных.

Вот основные виды инжекторов по типу распыления

Более того, угол конуса распыления так же может быть разным. Есть инжекторы с двойным клапаном, они рассчитаны так, что струя топлива подается в два канала в ГБЦ. Или распыление под определенным углом, но это только под специфический, определенный дизайн канала.

Если форсунки установлены с неправильным углом распыления или предназначенные для другого двигателя, топливо будет впрыскиваться не в воздух и смешиваться с ним, а в металлические части каналов в ГБЦ, а это плохо!

Большие форсунки, не увлекайтесь этим - это так же плохо. Большие форсунки обычно не в состоянии подавать топливо такими же маленькими порциями, как и форсунки меньшего размера (оригинальные). Все это является причиной повышенного расхода топлива, неровной акселерации.

— Обструкция, такие же симптомы, как и при использовании не правильных инжекторов. Часто происходит так, что пластиковый наконечник сползает и форсунка впрыскивает топливо в этот наконечник (колпачок).

Как это выглядит на схеме:

Неравномерная подача смеси в цилиндры

Симптомы: неровная работа двигателя, подергивание или даже пропуски зажигания

Причины: Плохая форсунка, плохой инжекторный сигнал или соединение

— Плохая форсунка (форсунки) может стать причиной неравномерной подачи топливовоздушной смеси между цилиндрами. Большинство форсунок имеют очень маленький металлический фильтр. Это очень редко (если установлен топливный фильтр) случается, но бывает. Если этот фильтр немного заблокирован, то данный цилиндр будет получать меньшее количество топлива, чем остальные. Ситуация проявляется в значительной мере при максимальных нагрузках.

— Плохой (неверный) сигнал на форсунку – может стать причиной, что один цилиндр не будет получать топливо. Такое случается если драйвер инжектора, встроенный в ЭБУ перегорел. Если произойдет КЗ (короткое замыкание) на сигнальном проводе, то это является причиной сгоревшего драйвера. Если при вскрытии (пишу, прям как патологоанатом) ЭБУ Вы найдете взорванный (сгоревший) драйвер, обязательно проверьте сигнальный провод на предмет замыкания перед заменой ЭБУ на новый или на отремонтированный (если драйвер сгорит – это лечится).

— Плохое соединение, контакт сигнального провода или минуса (земли) форсунки может стать причиной того, что цилиндр будет получать меньше топлива или вообще не будет его получать.